Почему мертвые зубы нужно покрывать коронками, или проблемы современных пломб
В нашей стране по известным причинам за стоматологической помощью обращаются чаще всего лишь тогда, когда с зубом что-то произошло. К сожалению, на этом этапе заболевание, например кариес, уже запущено, и требует проведения иногда существенных восстановительных мероприятий.
Схема развития зубных проблем проста: вначале на зубе образовывается налет, состоящий из пищевого «скелета» и бактерий, которые им питаются, затем под воздействием токсинов, которые выделяют бактерии, ткани зуба разрушаются, и бактерии доходят до нерва. А уже на поздних этапах развития заболевания, эти бактерии, сломав иммунный барьер организма, идут по каналу корня (там, где раньше был нерв) и выходят за пределы зуба в кость, вызывая воспаление там.
На каком бы этапе развития заболевания не начиналось лечение, протокол лечения один - добиваться максимального удаления инфекции. Соответственно, первое, что делает врач - убирает все кариозно измененные ткани зуба. При этом, если заболевание запущенное, а инфекция дошла до нерва, чаще всего объем плохих тканей велик. Помимо этого приходится убирать и часть здоровых тканей зуба, так как врачу необходимо получить доступ для удаления нерва и обработки каналов. По данным отечественных и зарубежных исследователей этой проблемы, внутренняя прочность зуба уменьшается от 30 до 90% и более.
Вот тут надо разобраться…
Зуб же можно восстановить современной световой пломбой, и он прослужит уж год-то точно - как раз уложится в гарантийный срок, выдаваемый на подобное лечение в абсолютном большинстве клиник. Что же происходит потом?
Как правило, в самый неподходящий момент при жевании раздается страшный треск, и зуб раскалывается, ставя под сомнение возможность, сохранить этот зуб в дальнейшем. А ведь в этот зуб безвозвратно вложены наши кровные, притом не малые средства...
Другой вариант развития ситуации. Пломба хорошая, красивая и не мешает, а врач отличный профессионал – пол зуба не было, а он вылечил его всего за 1 прием. И пломба стоит уже пятый год. Однако при детальном рассмотрении выясняется, что по границе пломбы и зуба развился кариес. И произошло это не вчера и не полгода назад. Кариес не простуда, сам не отойдет, и надо зуб опять засверливать.
|
А происходит это по причине того, что наращивать ткани зуба еще не научились, а приклеивание чего-либо к сложноустроенной поверхности зуба в клинической практике достаточно затруднено. Клеевое соединение испытывает серьезные нагрузки во время жевания, и подвергается химическому воздействию, находясь в полости рта. Со временем по границе пломбы и зуба клей начинает разрушаться, что приводит к образованию микрозазора между стенкой зуба и пломбой. Микро - потому, что его и глазом-то трудно увидеть, не то что языком почувствовать, а кариозным бактериям там самое место. Они и вызывают дальнейшее разрушение зуба.
Первым фактором, влияющим на нестойкость клеевого соединения пломба-зуб, является так называемая полимеризационная усадка, или С-фактор. Она заключается в том, что при затвердевании пломба уменьшается в объеме, при этом создаются напряжения по границе пломба-зуб, которые работают на отслаивание пломбы и появление микрощели, а затем и кариеса.
Вторым фактором является то, что сильно разрушенные зубы, которые чаще всего уже мертвые, имеют дефекты на уровне с десной или даже под ней, в неудобных для диагностики и обработки местах, например, между зубами. А там, куда сложно добраться, построить защитный барьер, и главное - проконтролировать глазом чистоту поверхности зуба, на которую устанавливается пломба, - велик риск загрязнения этой поверхности и ухудшения соединения пломбы с зубом. Установка пломбы занимает от нескольких минут до получаса и более, на протяжении которых любое попадание слюны, крови, десневой жидкости, опилок или влаги выдыхаемого воздуха приводит к ухудшению стойкости пломбы и повышает риски развития кариеса. При дефектах, расположенных вблизи десны, а тем более под ней, без применения специальной изолирующей пленок (кофердама), поставить пломбу качественно и долговечно не представляется возможным.
К необратимым разрушениям ранее леченых зубов приводят и особенности строения наших зубов.
Снаружи зуб покрыт наиболее устойчивой к окружающей среде тканью нашего организма – зубной эмалью. Эмаль долго сопротивляется и защищает расположенный под ней дентин, но когда кариозная дырка доходит до дентина, скорость ее распространения увеличивается. Если при этом на зубе стояла пломба и входными воротами является дефективное примыкание пломбы к стенке зуба, стадия длительного разрушения эмали при этом часто отсутствует. Зуб разрушается изнутри, становится похожим на скорлупу от яйца. В какой-то момент стенки не выдерживают, и зуб ломается.
Рис. 2 Откол стенки зуба
Стадия микрощели, или так называемого нарушения краевого прилегания пломбы, кариес дентина – скрытые от глаза пациента проблемы, поэтому в клинику пациенты приходят часто тогда, когда зуб либо сколот под десну, либо глубоко разрушен под десной. Спасти его уже невозможно.
Следующим негативным явлением является несовершенство самых современных пломбировочных материалов. Твердость их ниже твердости эмали, и под жевательной нагрузкой стирание пломбы, особенно в местах ее контакта с другими зубами, происходит быстрее. Но щели между зубами не образовывается за счет того, что зубы начинают смещаться для восстановления контакта, что может приводить к изменению положения зубов. Это плохо влияет на возможность свободного и естественного движения нижней челюсти в процессе жевания. Пломба как бы просаживается, и жевательная нагрузка начинает идти на оставшиеся стенки зуба, что может приводить к перелому стенок.
Стирание пломб приводит и к некоторой перегрузке оставшихся зубов, за счет перераспределения функциональной нагрузки.
Когда пломба небольшая, и не восстанавливает контактные места зуба, например бугры, стирание пломбы минимально. Но когда зуб с удаленным нервом, его жевательная поверхность чаще сильно разрушена в связи с утратой либо частичной утратой бугров. Долговечно восстановить такие зубы пломбировочными материалами невозможно.
Подведу итог - при восстановлении зубов пломбами наиболее важным моментом является надежная изоляция рабочей области от загрязнения в момент установки пломбы, что позволяет создать долговечное клеевое соединение пломбы со стенками зуба. При наличии кариеса в неудобных местах, когда зуб разрушен на уровне с десной, или ниже, или между зубами, особенно у задних жевательных зубов, требуется оценить риски постановки таких пломб, и дать прогнозы по такому варианту лечения. В случае высоких рисков следует рассмотреть иные варианты восстановления таких зубов.
В отличие от пломбы коронка делается по слепку на модели (копии зуба), и только клеится во рту. При этом слой цемента минимален, максимально 0.12 мм, он дает также усадку, но при такой толщине слоя усадочные напряжения минимальны. Процесс склейки занимает намного меньше времени, что снижает риски загрязнения склеиваемой поверхности зуба.
Керамика, которая используется в стоматологии, тверже эмали, и, сделав правильную форму коронки, мы обеспечиваем долговечную функцию зуба и всей зубочелюстной системы в целом. Хорошо отполированная керамика не вызывает стирания противоположных зубов. Коронка как бы собирает в единое целое все оставшиеся стенки зубов, распределяя на них равномерно жевательную нагрузку и этим защищая их от перелома.
Да, приходится часто слышать: «не хочу обтачивать свой зуб» или «у моей подруги зуб сгнил под коронкой - удалили» и т.п. Но если разобраться - обтачивается не здоровый зуб полный сил, а ослабленный и незащищенный, у которого в лучшем случае остался только надежный корень. Целью протезирования после эндодонтического лечения каналов как раз и является в первую очередь сохранение корня зуба. Да, при этом приходится убирать здоровые ткани зуба при обточке, но конечный результат оправдывает эти жертвы.
По поводу другого наиболее распространенного мнения, что зубы гниют под коронками, хочу заметить, что в стоматологии, ну видимо, как и в любой другой специальности, качество складывается из суммы всех мелочей. Существуют общепринятые правила лечения - протоколы восстановления зубов. Это некие последовательности действий, нарушая или исключая которые, ставится под угрозу все лечение зуба целиком.
Так, например, по протоколу перед установкой пломбы или началом лечения каналов требуется прокрасить все стенки зуба специальным кариес-детектором, который окрашивает только кариозные ткани. В случае исключения этого этапа, можно потом поставить хоть самую современную пломбу или коронку – скорей всего кариес будет развиваться там и после лечения. Через некоторое время придется опять заниматься этим зубом.
Или же другой наиболее распространенный пример. Зуб разрушен под десну. Ортопед работает с самым лучшим техником в Москве, и коронка получилась по цвету просто изумительной. И все бы ничего, да при чистке десна кровит, редко правда. А через несколько лет зуб стал подвижен. Снимок сделали – прикрепление зуба к кости снизилось. Парадонтит идет. И у соседних с коронкой зубов та же ситуация… Был нарушен еще один протокол, гласящий, что мы не можем надежно восстанавливать зубы, при глубоких поддесневых разрушениях. Мы не можем грамотно обработать зуб при таких разрушениях, снять четкий слепок в этих местах, проконтролировать точность посадки коронки. А где не точно, там и налет, и бактерии, и воспаление.
Не коронка плохая угробила зуб. Нарушение протоколов тому виной. И протоколов таких великое множество.
Сейчас 2013 год, и мне как специалисту кажется, что методика восстановления зубов на сегодняшний день развилась до максимума. Сейчас, все-таки, существует единое общемировое мнение большинства стоматологических специалистов, как клиницистов, так и ученых, что завершающей конструкцией восстановления мертвых разрушенных зубов является искусственная коронка. Она может быть до десны, заходить под нее, или быть только на половину зуба – это вторично, определяется конкретной ситуацией. Самое главное – коронка должна надеваться на ткани зуба. Не на пломбу или вкладку, а на стенки зуба. При этом прочность собранного зуба совпадает, и даже превосходит прочность аналогичного живого, целого не леченого зуба.
Как и все вещи на Земле, при нагрузке зубы деформируются. Зубы сгибаются и пружинят, как лист оконного стекла, хотя он и такой твердый и хрупкий. Отрывающие силы возникают как раз на стыке разных материалов. Например, края коронки и стенки зуба, или стенки металлической вкладки. С подобным явлением все сталкивались, когда отрывался провод от старых наушников или других электроприборов. Отрывался, как правило, в месте соединения провода и вилки. Из-за того, что провод гибкий, а вилка нет, и в месте контакта провод круче всего перегибается. Сейчас делают переходную часть, которая снимает напряжение с этого места.
При неправильном расположении края коронки на зубе через определенное время цемент треснет и создастся микрощель, с известными последствиями. При захвате краями коронки стенок зуба, отрывающие силы снижаются. Нагрузка ровнее передается от бугров зуба через коронки в корень. Цемент не растрескивается.
Это подтверждено многими экспериментальными опытами, когда зубы восстановленные коронками, пломбами и прочим зажимали в пресс и смотрели, какое усилие потребуется, чтобы сломать зуб. Сравнивали с показателями целых зубов. Естественно, подобные опыты проводятся на моделях, и не получаются условия, точно такие же, как во рту. Но примерно такие же. Результаты же вполне красноречивые – при соблюдении всех протоколов восстановления зуба коронками, зуб получается крепким, как свой собственный.
С приходом компьютеров ученым удалось создать компьютерные модели зубов, заложив в них все прочностные параметры материалов, из которых состоит зуб и окружающие его ткани, и материалов коронок, пломб, и других реставраций. Они смотрели, как передаются нагрузки от одного материала к другому, и где возникают напряжения, способные разрушить материал. Но и при этом исследовании, математическом, и поэтому более беспристрастном, выяснилось, что можно отреставрировать разрушенный мертвый зуб до параметров здорового, но только искусственной коронкой, которая заходит на стенки зуба со всех сторон.
Рис. 3 Распределение напряжений в восстановленном зубе при моделировании Методом конечных элементов (по материалам International Endodontic Journal, 39, 443–452, 2006)
Это подтверждено и многолетними клиническими наблюдениями иностранных коллег. Основные правила и стандарты по восстановлению мертвых зубов наиболее активно создавались на западе в 90-е годы прошлого века, а в России примерно в это же время Центральная Медицинская Библиотека перестала закупать иностранные медицинские журналы и сборники научных статей наших западных коллег. Эта информация осваивается многими отечественными стоматологами и по сей день.
Сгнил зуб у подруги под коронкой, но тут не в коронке дело, и даже не в халатности или не профессиональности врача. Дело в отсутствии знаний о должном способе и правилах восстановления депульпированных зубов. А взять-то их самому нужно – в институтах мне, например, этого не преподавали. Провал был в системе медобразования в 90-е годы. Да и сейчас он остается – студентов полгода обучают, как делать штампованные коронки, хотя с уверенностью можно сказать, что при сегодняшнем развитии стоматологической науки и технологий, штампованная коронка наносит больше вреда, чем пользы. Они дешевы в изготовлении, и делаются в основной массе в государственных поликлиниках. Не секрет, что в системе государственного здравоохранения не хватает денег. Вот и получается, что многие учатся после институтов лишь на своем опыте. Свежие научные данные при этом могут не попадать в их поле зрения.
Зуб делается с нехваткой знаний потому, что эти знания не обязательны, их нет в курсах многих институтов, где программы образования не меняются десятилетиями.
Однако стихийного разрушения леченых с недостатком знаний зубов не происходит. Компенсационные ресурсы и индивидуальные особенности организма до сих пор не перестают удивлять – можно у одного пациента множество протоколов нарушить, организм перестроится, зуб будет стоять очень долго. У другого пациента оптимальный план лечения составишь, все сделаешь по ныне известным протоколам – осложнение. Один зуб год простоял, другой 15 лет, но потом коронка выпала, а зуб сгнил под ней, что тоже неудовлетворительный результат. Третий же простоял 10, коронку для профилактики сняли, а под ней корень с культей, свежий, как-будто коронку вчера фиксировали.
А все идет от первичной оценки состояния зуба, пришедшего на лечение. Составления плана лечения, и прогноза после него. Я, например, анализирую каждый зуб по 11 параметрам. Некоторые другие врачи, я думаю, делают это по большему числу параметров, о которых я не знаю. Каждому параметру соответствует минимальный набор требований, например, важно, чтобы у зуба были хорошо пролечены каналы, зуб надежно сидел в кости, чтобы над десной было определенное количество стенок зуба определенной толщины и высоты, а пломба либо металлическая вкладка были надежно фиксированы в корне.
Потом составляется план восстановления зуба по определенным оптимальным для конкретного случая методикам.
Тогда коронка, получится надежной и долговечной, и скорей всего не будет выпадать, сохранит корень, и восстановит жевательную функцию. А функциональный зуб всегда красивый – так в природе заложено.
Если какие-то параметры первичного состояния зуба хуже, чем нужно, тогда иногда их можно восстанавливать. При этом составляется прогноз по возможным осложнениям.
В конечном счете, большинству пациентов не важно, как и чем будет восстановлен зуб после лечения. Важно, чтобы он был удобный и красивый, незаметный, стоял долго, не вредил организму, стоил не дорого и делался быстро и приятно. А предпочтение к пломбе или коронке сформируется само.